0/5

Раз банан, два банан: станут ли фрукты роскошью для российского потребителя?

Раз банан, два банан: станут ли фрукты роскошью для российского потребителя?
время публикации: 10:00  19 декабря 2023 года
Розничная цена на бананы осенью 2023 года побила рекорд за все время анализа цен. Будут ли падать цены на самый доступный из всех экзотических фруктов? Возможно ли вмешательство государства в регулирование этого вопроса?
Сергей ВоробьевОтвечает эксперт по ценообразованию, CEO компании KeepRise Сергей Воробьев.

Цена на бананы в России побила рекорд за все время наблюдений: в октябре средняя розничная цена за кило поднялась до 143,4 руб., следует из данных Росстата. Это на 47% выше, чем в октябре прошлого года — тогда бананы стоили в среднем 97,7 руб. за килограмм. 

Этот рост стал для бананов рекордным: в прошлый раз в 2015 году цены выросли на 35,2% по сравнению с тем же месяцем 2014 года — с 51,7 и до 69,8 руб. за килограмм. В то же время цены на апельсины в России поднялись на 80% достигнув уровня 209 рублей за кило. За тот же период цены на бананы увеличились на 47%, достигнув 143,4 рубля. Это стало самым высоким уровнем цен на продукты в октябре, зарегистрированным Росстатом.


Почему дорожают бананы и апельсины?


Говоря о ценах на бананы, важно упомянуть, что цена на них непосредственно зависит от текущего курса валют. У бананов длинное логистическое плечо — порядка 7-9 недель. Если посмотреть на динамику курса, то можно увидеть, что резкий скачок произошел около трех месяцев назад, и только сегодня это отразилось на ценах импортируемых фруктов. 

Курс уже снижается, а бананы из той поставки только дошли до российских прилавков — как раз этот факт и вызывает негодование у потребителей. Мы потребляем банан, который был закуплен по повышенной стоимости, но это не значит, что цена на бананы останется такой надолго, вероятно, что дальше она будет снижаться.

Сезон цитрусовых (апельсины, мандарины, лимоны) начинается в ноябре, с началом сезона спрос на них только продолжает расти. Первые партии цитрусовых, пока полки магазинов не заполнились достаточным количеством фруктов, традиционно стоят дороже, чем в конце сезона. На старте нового сезона поставщики часто «промахиваются» с объемами закупки и, естественно, курс валют предугадать сложно, поэтому цена на «оранжевые витамины» меняется зигзагообразно, пока не определится окончательный спрос. Конечно, на стоимость апельсинов и мандаринов также влияет курсовая разница, но после пика сезона цена на них начнет снижаться. 
Пика цены, при котором покупатели могли бы отказаться от покупки бананов, нет.

Потребители бананов склонны «переключаться» на другие сезонные фрукты — яблоки, виноград, те же цитрусовые. Когда начнется сезон апельсинов, ожидается смещение потребительского спроса с бананов на цитрусовые, которые далее ожидаемо будут дешеветь, бананы при этом так и останутся с высокой стоимостью, что приведет к их демпингу. Соответственно цена на бананы снизится и с точки зрения спроса, и с точки зрения влияния каннибализации, потому что логистическое плечо у апельсинов сильно короче. 

Если подытожить, то цена на бананы будет снижаться, условно, в два этапа: сначала произойдет снижение из-за стабилизации курса валют, а потом цена снизится в результате каннибализации цитрусовыми. Цена на апельсины в магазинах будет продолжать оставаться повышенной, что объясняется сдерживанием спроса.




Читайте также: Курица или яйцо: с чем связан дефицит яиц в магазинах и к чему приведет государственное регулирование цен на них




Будет ли падать оборот бананов в торговый сетях и чем их заменить?


Банан оставался и продолжает оставаться одним из самых дешевых фруктов, поэтому у него высокое проникновение в потребительский чек. В отличие от яблок, которые часто местного урожая, банан — это такой дешевый и не надоедающий экзотический фрукт. Важно оценивать его соотношение с другими фруктами на полке, потому что в России востребованы не только бананы, но и апельсины, мандарины, виноград и другие фрукты, но банан остается самым дешевым. 

Другой вопрос заключается в том, смогут ли потребители его себе позволить. Бананы будут продолжать сохранять существенную долю продаж среди фреш ассортимента, но скорее всего будут терять долю в чеке, так как фрукты — это «товары удовольствия», приносящие эндорфины, и в режиме жесткой экономии потребители склонны переходить на более дешевые питательные продукты. Поэтому очевидно, что проникновение фруктов в чек будет снижаться, но будет снижаться в пользу других продуктов: мяса курицы, овощей, круп, макарон.

Я лично занимался ценообразованием фруктов в торговой сети «Магнит» и цену на бананы в 110 и в 120 руб за килограмм видел не раз. Пика цены, при котором покупатели могли бы отказаться от покупки бананов, нет, так как сам по себе банан — это слабоэластичный товар, даже в некотором смысле социально значимый, имеющий психологический порог по стоимости, но этот порог определяется в соотношении ко остальным фруктам на полках магазинов. 
Государство способно регулировать цены только на те продукты, дефицит которых способен вызвать риски продовольственной безопасности, но это не случай бананов.

Если завтра яблоки будут стоить 350 руб за кило, виноград — 500 руб, а бананы — 140 руб, то потребители все равно будут выбирать бананы, несмотря на повышенную цену. Такова специфика этой категории товара — фреша, где определяющим фактором к покупке является не цена, а соотношение цены к другим фруктам в этой категории.


Возможно ли вмешательство государства для регулирования цен на бананы?


Банан — экзотический и нетипичный фрукт для России, и, очевидно, что среди соседних стран никто не является его поставщиком. Напомню, что в силу меняющихся геополитических интересов Россия выстраивала дружеские отношения с разными странами, из-за чего менялся и ассортимент на полках магазинов: сотрудничество с Бразилией принесло много дешевого кофе, а с Индией — разнообразие чая. Эквадор — крупнейший поставщик бананов в Россию, но в результате санкций, наложенных на Россию в банковской и логистическом секторах, еще в прошлом году СМИ сообщали о сокращении объема импорта. 

Государство способно регулировать цены только на те продукты, дефицит которых способен вызвать риски продовольственной безопасности, но это не случай бананов. Допускаю, что доля бананов на российском рынке может резко сократиться и они могут стать таким редким гостем на полках наших магазинов как, например, гранат. 

И в целом, такая доступность экзотических фруктов существовала не всегда, например, если вспомнить наше детство, когда бананы были “в диковинку”. Но государство скорее всего будет регулировать компании, которые занимаются поставками бананов. Есть большие игроки на рынке, которые занимаются оптовым импортом, и мелкие, которые осуществляют только перепродажу и могут искусственно завышать цены, и как раз за ними уже начинает следить ФАС. Но это не касается непосредственной корректировки цен на бананы.

Сергей Воробьев,
эксперт по ценообразованию, CEO компании KeepRise.

Для NEW RETAIL 


0
Реклама на New Retail. Медиакит