0/5

Алексей Филатов, управляющий директор BBCG о прямом импорте продуктов питания

Алексей Филатов, управляющий директор BBCG о прямом импорте продуктов питания
время публикации: 04:25  13 августа 2014 года
Теги: импорт
11 августа в Совете Федерации выступили с инициативой на законодательном уровне запретить торговым сетям самостоятельно заниматься импортом продуктов питания. По мнению Алексея Филатова, управляющего директора BBCG, прямой импорт выгоден как торговым сетям, так и конечному потребителю.
Развитие прямого импорта современными сетями должно стать одним из главных «завоеваний революции». Я считаю, что введение запрета на импорт должно послужить стимулом для развития не только национальных производителей продуктов, но и роста прямых импортных поставок товаров в розничный сектор. Эмбарго это тот самый случай, когда вместе с угрозами возникают уникальные новые возможности.

В чем плюсы прямого импорта?

Во-первых, самый очевидный из них - сокращение цепочки поставок. Исключение из нее посредников. И, следовательно, снижение цены на полке в сети. Во-вторых, сокращение потерь за счет точного планирования объемов и сроков поставок. Именно сеть принимает на себя все риски убытков от порчи продуктов, затоваривания. И, следовательно, просто не может сама не следить за объемами и сроками заказов.

В-третьих, именно ритейлеры могут максимально оптимизировать логистические издержки и сроки доставки. Связывая в одну цепочку движение товара от производителя до полки, находить оптимальную схему транспортировки, перегруппировки на собственном распределительном центре и доставки малотоннажным транспортом до магазина.

Контролируя логистику как зарубежных, так и местных поставок, именно розничная сеть - главный союзник наших производителей.

Ведь при сравнимом качестве товара, конечно, география играет главную роль - абсолютно понятно, что везти мясо из Бразилии дольше, дороже и опаснее, чем из Липецка. Дайте упакованное, правильно обваленное, качественное мясо в любом из городов России, и вы не будете успевать его производить.

Возвращаясь к прямому импорту. Конечно, развитие этого канала - серьезная инвестиция для любой сети. Качественные кадры, расходы на логистику, средства на оплату импортных контрактов и другое. Но игра стоит свеч.

На выходе ритейлер получает возможность предложить своему покупателю уникальный товар. Не такой, как у конкурента. А еще и наилучшую цену, и все рычаги, чтобы контролировать качество, что крайне важно сегодня, когда в спешке и суете по замене поставок из EU мы рискуем дать покупателю «самый разный» по качеству продукт.

Профессиональные импортеры… Жесткая ситуация, стресс, в котором находятся сейчас импортеры, может впервые заставить эти высококвалифицированные компании, бизнес, обладающий прекрасными компетенциями в работе с современными сетями занять пустующую нишу консолидаторов мелких национальных сельхозпроизводителей.

c604d3ce4798df94de43bfcc16072ede.jpg
Алексей Филатов, управляющий директор BBCG

Это непростой шаг, море новой работы. Но главная составляющая успеха такой реорганизации бизнеса импортеров уже налицо - налаженный канал сбыта, живой опыт работы с ритейлерами.

Практика многих стран показывает, насколько важно это звено в цепочке поставок. Например, близкая для нас Хорватия. Здесь в основе стратегии крупнейшей розничной сети (Konzum, 800 магазинов) лежит стратегическое сотрудничество с фирмами, консолидирующими продукцию местных фермерских хозяйств.

И это не просто посреднический или оптовый бизнес. Консолидаторы инвестируют в технологии работы фермеров, обеспечивают гарантии по объемам и длительные сроки контрактов. Обеспечивают хранение, логистику. И, конечно, выступают квалифицированным партнером для хорватского ритейлера, чьи требования по условиям поставок такие же жесткие, как в России и во всем мире.

Это точные сроки, объемы, качество, маркировка, упаковка (или оборачиваемая тара). Иными словами, именно консолидаторы обеспечивают гладкое движение товаров с грядки на полку.

И тут: «а что, если запретить прямой импорт сетям?» Ведь национальные производители выиграют от этого. Тогда именно их продукты получат монопольное право присутствовать на полках.

Это фундаментальное заблуждение, поскольку единственным бенефициаром такого решения станут именно импортеры. Ведь сети будут вынуждены обращаться к их услугам, а покупатели - платить больше даже за те товары, которые сегодня ввозятся напрямую и не входят в список эмбарго.

И, наконец, это прямое ограничение прав, дискриминация хозяйствующих субъектов по принципу принадлежности к одному из секторов рынка. Уверен, все согласятся: искусственно ограничивать конкуренцию - наихудшее из зол сегодня.

По-настоящему государственным подходом должны стать меры, стимулирующие импорт дефицитной продукции, преференции для компаний, готовых локализовать производство в России и адресная помощь бизнесу, готовому консолидировать и модернизировать мелкие с/х производства.

Скажу, что даже отмечаемый сегодня рост отпускных цен производителями я расцениваю как гораздо меньшее зло, чем прозвучавшее предложение. Несмотря на угрозу роста инфляции.

Не обязательно быть профессиональным экономистом, чтобы понять - прямым следствием роста цен станет сохранение еще большего объема денег внутри экономики. Не только за счет снижения объемов импорта и, следовательно, оттока денег, но и за счет роста валовой рублевой выручки национальных компаний.

Алексей Филатов, управляющий директор BBCG специально для New Retail
0
Реклама на New Retail. Медиакит