0/5

Кто будет царить на кухне потребителя: продуктовый ритейл VS онлайн-заказ еды

Кто будет царить на кухне потребителя: продуктовый ритейл VS онлайн-заказ еды
время публикации: 11:30  30 августа 2016 года
В конце 2015 года управлять компанией Delivery Club стал Даниил Мордовской. New Retail расспросил Даниила о рынке общественного питания в России и о перспективах развития сегмента онлайн-заказов еды.
В конце 2015 года управлять компанией Delivery Club стал Даниил Мордовской. New Retail решил выяснить у Даниила, что происходит прямо сейчас на рынке общественного питания страны и в сегменте онлайн-заказов еды в частности.

Даниил, как на вашем бизнесе сказывается рост цен на продукты в России?

Я думаю, что он сказывается на практически любом российском бизнесе в целом. И на мне лично. И на вас. Кушать хочется всем и всегда, это наша базовая потребность в целом. 

Мы точно знаем, что с 2014 года цены на продукты выросли минимум на 32% по стране. Мы все видим множество расследований по ТВ о том, как федеральные торговые сети взвинчивают цены на  продукты. 
Наш сегмент (онлайн-заказы еды) еще даже не добрался до пика своего развития. Большая игра между оффлайном и онлайном в food-сегменте только начинается.
В глобальном плане на нас пока не столько влияет рост цен на продукты, сколько несформировавшийся до конца рынок российского foodtech в целом.

Но вот что важно. Рост цен на продукты в торговых сетях, растущий средний чек в традиционных ресторанах заставляет россиян искать более экономные альтернативы на рынке. А условия жизни в мегаполисах накладывают сверху еще одну проблему - тотальную нехватку времени у среднестатистического жителя. 

Если вы говорите, что рынок онлайн-заказов еды не сформирован, то какие факторы напрямую влияют на скорость его «созревания»?

Главный фактор – скорость распространения информации об этой услуге в обществе в принципе. Онлайн-заказ еды – это действительно легко, быстро, удобно и экономно. По крайней мере, через наш сервис. Уверяю вас, что foodtech-революция еще покажет себя в 2017-2018 годах. 

Вы помните, что произошло несколько лет назад с рынком такси? Сегодня нам уже сложно представить, как поймать такси в Москве через поднятую руку – мы делаем 2-3 клика в мобильном приложении и ждем машину 10-15 минут. Очень-очень скоро мы будем делать 2-3 клика и заказывать любимое блюдо с курьером, даже не успев толком проголодаться. Вы, конечно, можете мне возразить, что доставка еды по вашему опыту сегодня составляет 1-1,5 часа. Это так. Но для традиционных служб доставок. 

Наша собственная служба доставки привезет вам блюдо в центре Москвы  за 32 минуты в среднем. При заявленных официально 45 минутах. 

Кто будет царить на кухне потребителя: продуктовый ритейл VS онлайн-заказ еды

У всех успешных глобальных интернет-проектов есть одна общая суть – они делают нашу жизнь проще и легче. Именно этим наша компания и занимается сегодня. Идея foodtech-революции готова и созрела до ниши с огромной перспективой роста. Мировой рынок foodtech-сервисов уже сегодня оценивается в $324 млрд. В США сегодня этот сегмент занимает примерно 3% от общего рынка продовольствия, а к 2018 году его доля составит уже более 21%.

Убедили. Давайте поговорим о неизбежном столкновении интересов. Кто победит в схватке традиционных торговых сетей и интернет-проектов, аналогичных вашему?

Я бы не стал настолько критично формулировать вопрос. В нашей огромной стране найдется место и традиционной культуре покупок продуктов и инновационной волне онлайн-заказов еды. Вопрос тут в другом. Глобальный рынок питания сегодня меняется тектонически. Европа, США, Китай, даже Индия, для которой хаос – базовая модель управления – все эти страны начинают заказывать еду онлайн. Россия – не исключение.

Меняется сама парадигма потребления еды. Если в Советском Союзе и других странах после периода промышленной революции люди ели, чтобы просто утолить голод, то сегодня новое поколение «миллениалов» постоянно ищет и открывает для себя новые национальные кухни и деликатесы.

Традиционная модель похода за продуктами в уличный магазин еще десятки лет останется неизменной, хотя и здесь мы видим попытки изменить привычные подходы. В жизнь покупателя прочно встраивается модель онлайн-заказа еды. И со временем ее доля будет только расти. Повторюсь еще раз, именно поколение миллениалов станет новым драйвером foodtech-индустрии.








Перед традиционными торговыми сетями и ресторанами стоит очень серьезная и крайне сложная задача – изменить многолетний образ мышления и развернуть свой бизнес под онлайн-запросы потребителей. Таким компаниям как Delivery Club это сделать, конечно, легче и проще. Мы работаем на стыке сразу нескольких сегментов продуктового бизнеса уже 7 лет и, по сути, единолично формируем сегодня правила игры в индустрии.

Кто, по-вашему, из торговых сетей имеет наиболее высокие шансы на успешный выход в онлайн-пространство?

Я бы не стал оценивать шансы. На мой взгляд, это не вопрос денег, это вопрос компетенции и команды. Вспомните, как в декабре 2014 года закрылся интернет-магазин E5.ru от X5 Retail Group. Я думаю, что главной причиной закрытия явно не стала нехватка финансирования.

Расскажите о том, как в кризис рынка общественного питания и food-шопинга в целом вы говорите о росте сегмента онлайн-заказов еды. Как это вообще возможно в России сегодня?

Это возможно! И вот почему. Ситуация на  рынке общепита выглядит так: на июнь 2016 года рынок ресторанов, кафе и баров просел на 3,2%. В целом, весь рынок общепита уже в 2015 году просел более чем на 5,5% и в этом году просядет еще сильнее (и это официальные данные, по прямым откликам из ресторанов все обстоит хуже).

Страдают рестораны премиум-класса, кинотеатры – россияне сильно экономят на элементах досуга. Однако, отказаться от еды, как вы понимаете невозможно. 

Кто будет царить на кухне потребителя: продуктовый ритейл VS онлайн-заказ еды

Именно поэтому самый расцвет сегодня наблюдается в сегменте фастфуд питания, а вместе с ним и в онлайн-заказах еды из демократичных заведений.

Буквально несколько недель назад компания Delivery Club снизила минимальный порог заказа еды в нашем пуле ресторанов до 299 рублей в Москве и Санкт-Петербурге, 199 рублей в Ростове, Казани и Самаре. В подавляющем большинстве случаев услуга доставки еды будет бесплатна. Это то, о чем я говорил в начале интервью – foodtech-революция. 

Что вы выберете, потратить минимум 2 часа своей жизни и минимум 1000 рублей в супермаркете, или просто сделаете те самые 2-3 клика в мобильном приложении и потратите гораздо меньше для того? И там, и там итог один – вы вкусно позавтракаете, пообедаете или поужинаете. Но оцените масштабы необходимых усилий и сами поймете, на какой чаше весов будущее культуры питания.   

Вопросы Даниилу Мордовскому задавала Жукова Ольга

0
Реклама на New Retail. Медиакит