Лента Новостей
Все новости →Складские девелоперы: значимых объемов спекулятивного строительства может не быть до конца 2023 года
время публикации: 17:00 13 июля 2022 года
По данным экспертов Radius Group, девелоперской компании в сегменте индустриальной недвижимости, на рынке складской недвижимости Москвы и Петербурга мы можем не увидеть масштабного строительство спекулятивных объектов до конца 2023 года. В регионах спекулятивные объекты могут появиться уже в середине следующего года.
«В 2021 году складской сегмент набрал отличную динамику, и мы рассчитывали увеличить пул арендаторов в 2 раза, и, соответственно, объем новых складских мощностей. Однако, уже во втором квартале 2022 года на рынке наметился спад, с марта по июнь стройка ведется только по BTS контрактам и при реализации объектов для собственных нужд, все новые спекулятивные проекты встали на паузу, - комментирует Захар Вальков, Исполнительный директор Radius Group. – Сейчас мы видим образование «субарендной» вакансии, которая в моменте практически не влияет на рынок в связи с 100% заполняемостью площадей в прошлые годы и сдержанным спекулятивным строительством. Однако, потенциальная будущая вакансия 2023 года, рост себестоимости нового строительства и удорожание финансирования с одной стороны и относительно невысокая рыночная ставка – с другой, будут сдерживать строительство значимых объемов спекулятивных складов до конца 2023 года».
Ключевая ставка в марте текущего года остановила и затормозила планы по новой стройке, что касается роста себестоимости, то в прошлом году девелоперы фиксировали увеличение в 1,5 раза, а за первый квартал 2022 она выросла еще на 20%. Кроме этого перед индустрией стоит задача по замене на релевантные аналоги комплектующих, материалов и технологий, которые более не поставляются на российский рынок.
Все перечисленное при ставке в 6000 рублей за м2 в год делает коммерческое строительство малопривлекательным. Значительная оптимизация затрат сложно достижима, так как склад – это низкомаржинальный, но при этом наиболее стабильный сегмент коммерческой недвижимости. Основные игроки рынка на протяжении длительного периода работали с себестоимостью, совершенствовали комплектацию объекта, чтобы сделать ее максимально надежной, но при этом приемлемой по цене. Более серьезная оптимизация неизбежно повлечет качественные изменения в худшую сторону, а на это мало кто готов пойти.
Что касается объемов нового строительства, то по итогам 2021, по данным Knight Frank, в стране было введено 2,43 млн кв. м (+27% по сравнению с 2020 годом), из которых 53% (1 281 тыс. кв. м) было введено в Москве, 6% (150 тыс. кв. м) – в Санкт-Петербурге и 41% (1 003 тыс. кв. м) – в остальных регионах России.
При этом данный объем не принес рынку спекулятивных свободных площадей: большинство объектов строились под конкретного клиента. Так, в 2021 году только 3% помещений в новых объектах оставались свободными к моменту окончания строительства.
По прогнозам экспертов и игроков рынка, в 2022 году объём строительства в Московском регионе должен был превысить показатель в 2 млн кв. м. По итогам первых пяти месяцев, общий объем нового ввода в столице зафиксирован на уровне около 345 тыс. кв. м, а до конца 2022 будет введено еще около 1 млн кв. м.
При этом предложение по субаренде за 5 месяцев 2022 составило порядка 315 тыс. кв. м (данные Nikoliers) и как отмечают консультанты, до конца года он вырастет до отметки около 550 тыс. кв. м (около 2% от общего предложения), что не поднимет показатель вакансии до серьезных значений, но станет спасением для арендаторов, которые ищут готовые склады сейчас и готовы брать на себя риски субарендных отношений.
***
Самые интересные новости читайте в нашей группе в VKontakte, а также на канале Яндекс.Дзен.
Больше новостей и возможность поделиться своим мнением в комментариях на нашем канале в Telegram.
И подписывайтесь на итоговую рассылку самых важных новостей.
New Retail
Самое популярное
- Как развивается шеринг в России, и что ждет отрасль в 2024 году
- ТОП крупнейших торговых центров Дальнего Востока
- Performance management в ритейле: как менеджеру помочь продавцам «прогревать» кл...
- Брендбук не работает: Топ-5 ошибок при использовании основного документа бизнеса
- Заказ прибыл: как повысить качество доставки с помощью гибкой зоны чекаута