0/5

Лента Новостей

11:00 Главное за неделю: новый министр промышленности и торговли, первая мужская СТМ у Lamoda, «Магнит» и X5 подвели итоги квартала
19:10 В апреле индекс «свободных денег» у россиян снизился почти на 30% год к году
18:45 Больше трети российских компаний отказались от зарубежных сервисов видеосвязи
Как привлечь к сотрудничеству сотни дизайнеров и увеличить B2B-продажи: кейс «Сантехники-Онлайн»
18:30 «Самокат» запустился еще в одном городе Подмосковья
18:05 Balabala намерен открыть в России десятки магазинов
17:40 К концу 2024 года число китайских брендов, вышедших в Россию, увеличится в два раза
Бизнес на складах: как заработать на инвестициях в складскую недвижимость
17:10 Как россияне выбирают обручальные кольца — исследование
16:45 Wildberries привлечет финансирование для расширения бизнеса в ряде регионов
16:20 Yandex N.V. объявила дату прекращения использования бренда «Яндекс»
Кейс сети булочных Вольчека: как оптимизировали работу первой линии поддержки и повысили контроль SLA
15:55 Почему сотрудники уходят с работы после испытательного срока - исследование
15:30 Кикшеринг «МТС Юрент» начал блокировать несовершеннолетних пользователей
15:05 Geox выпустил капсулу детской летней обуви с героями мультсериала «Маша и Медведь»
Как поведенческие факторы влияют на ранжирование товаров на Wildberries и OZON
14:05 Microsoft начал отключать российских заказчиков от своих облачных продуктов
13:40 Исследование: Больше половины сотрудников ритейла регулярно перерабатывают
13:15 Wildberries тестирует функцию начисления баллов за отзывы
Приложение премиум бренда – какое оно? Разбор мобильного приложения на примере бренда IDOL
12:50 В России планируют запретить ароматизированные жидкости для вейпов
12:25 Исследование: почему клиенты не всегда оставляют отзывы о покупке
12:00 «Додо Пицца» внедряет ИИ в пиццерии для улучшения обслуживания гостей
Будущее e-commerce — что ждет российских предпринимателей
11:35 KANZLER рассказал о дальнейших планах по обновлению магазинов сети (ФОТО)
11:10 Общая площадь новых универмагов в 2024 году снизится втрое
10:45 ТЦ полностью заместили ушедшие зарубежные бренды
Как медийная стратегия Яндекса «Рост целевых действий на сайте» помогает ecom-брендам решать brandformance-задачи
10:20 На юге России резко вырос рынок курьерских услуг
09:55 Российский производитель планшетов рассчитывает занять до 15% отечественного рынка
09:30 В жилых кварталах Новой Москвы начинается ресторанный бум
Kari KIDS: как увеличить продажи с помощью метавселенной
20:40 Стали известны планы Lamoda Sport по количеству открытий в 2024 году
20:15 Lidl снова может продавать сладости Haribo
19:50 Исследование: 60% россиян жалуются на нехватку времени из-за работы
Цифровые двойники в складской логистике: как имитационное моделирование повышает эффективность работы
19:25 Эксперты рассказали, как разные поколения выбирают бытовую технику
19:00 Wildberries запустит премиум подписку для покупателей
10:00 Проблемы складской логистики Дальнего Востока: почему 2024 год может стать переломным
Все новости →

NielsenIQ: 2022 год завершился самым глубоким снижением объемов продаж FMCG, опередив спад кризисного 2015 года

NielsenIQ: 2022 год завершился самым глубоким снижением объемов продаж FMCG, опередив спад кризисного 2015 года
время публикации: 11:35  26 января 2023 года
FMCG-рынок в России по итогам 2022 года продемонстрировал самое глубокое снижение объемов продаж с момента кризиса 2014-2015 годов.
Номинальный рост рынка товаров повседневного спроса составил 13,6%, однако если разложить эту цифру на составляющие, то вклад реального потребления оказался отрицательным (-3,4%), а сами цифры роста обусловлены инфляцией (17%).

Такие цифры основаны на наиболее полном аудите FMCG-розницы по всей России, включающем более 200 торговых сетей, а также каналы традиционной торговли (рынки, павильоны) — суммарно более 120 тысяч точек.

Тренд на снижение объемов продаж наблюдается на протяжении 11 месяцев 2022 года — за исключением марта, во время которого произошел ажиотажный всплеск на фоне новостей об уходе ряда зарубежных брендов FMCG.

«2022 год рынок FMCG завершил самым серьезным снижением объемов потребления с момента кризиса 2014-2015 годов. Спад в первую очередь связан со снижением реальных располагаемых доходов, которые напрямую зависят от темпов роста цен, но помимо этого на рынок продолжают оказывать влияние и другие факторы: беспрецедентная трансформация логистических цепочек и смена ассортимента.

На этом фоне ключевым фактором для покупки товаров повседневного спроса стала ценовая доступность, которую российские потребители считают наиболее значимой при выборе.

Учитывая критическую важность параметра цены, покупатели стали более внимательны к своим тратам и начали рациональнее планировать бюджет — в ближайшей перспективе этот фактор останется определяющим тренды на рынке», — комментирует Константин Локтев, директор по работе с ритейлерами NielsenIQ Россия.

Если разложить динамику FMCG-рынка на составляющие, то основной вклад в номинальный рост рынка в 13,6% внесла инфляция, которая составила 17%, а вклад реального потребления оказался отрицательным (-3,4%).

Ключевыми драйверами роста рынка стали энергетические и спортивные напитки, водка и бренди, в то время как сигареты, фруктовые соки и мороженое внесли наибольший вклад в снижение потребления.

Среди основных товарных групп рост показали только натуральные продажи алкоголя (без учета тихого вина), однако их динамика в штуках замедлилась в пять раз — до 0,7% в 2022 году против 3,7% годом ранее.

«Высокая инфляция, характерная для всего российского FMCG-рынка в 2022 году, во многом обусловила резкий рост денежных продаж для большинства товаров повседневного спроса.

И несмотря на то, что уже к началу декабря рост средних цен на FMCG-товары в розничных сетях замедлился до минимальных за год значений (8–9%), покупатели по-прежнему остаются чувствительными к инфляции и предпочитают искать различные пути экономии», — комментирует К.Локтев.

По итогам 2022 года продовольственный рынок (без учета алкоголя и сигарет) вырос на 15,6% в деньгах. Одновременно с этим темпы продаж в объемах снизились до -4,4% в 2022 году по сравнению с 3,7% в 2021.

«По сравнению с прошлым годом, наиболее драматичное падение натуральных продаж среди продовольственных товаров произошло в безалкогольных напитках.

Если годом ранее этот сегмент выступал драйвером продаж всего FMCG-рынка, то по итогам 2022 года динамика его продаж снизилась с 10,9% до -5,2% в натуральном выражении», — отметил директор по работе с ритейлерами NielsenIQ Россия.

Динамика непродовольственного сегмента рынка в натуральном выражении по итогам 2022 года замедлилась до -5,8% к прошлому году.

Одновременно с этим в денежном выражении заметно значительное ускорение: на фоне инфляции большинство непродовольственных категорий продемонстрировали двузначные темпы прироста, а лидерами среди них стали бумажная продукция (+32%) и средства для стирки (+20,4%).

«Несмотря на то, что снижение потребительского спроса на непродовольственные товары является долгосрочным трендом, в 2022 году произошли новые изменения, которые обусловили еще большее замедление продаж в индустрии.

Одним из них стала трансформация ассортимента: на фоне логистических трудностей весной 2022 года наибольшее сокращение ассортимента наблюдалось именно в непродовольственных категориях — например, стиральных порошках, персональных средствах гигиены, средствах для мытья посуды и кондиционерах для белья, где сужение составило более 30%.

Еще одним фактором стала смена покупательских привычек при выборе товаров, обусловленная стремлением сэкономить. Например, в категориях средств для мытья посуды и шампуней наибольшей привлекательностью для покупателя стали пользоваться большие упаковки — то есть те товары, которые позволяют потребителю экономить в пересчете за литр или килограмм продукции.

Одновременно с этим часть продаж перетекает в онлайн-канал, который зачастую предлагает покупателям более низкие цены. По итогам 2022 года рынок электронной коммерции в сфере FMCG вырос на 44% к прошлому году», — поделился мнением К.Локтев.

Читайте также:
NielsenIQ: Россия стала лидером в онлайн-продажах FMCG в 2022 году

***

Самые интересные новости читайте в нашей группе в VKontakte, а также на канале Яндекс.Дзен.

Больше новостей и возможность поделиться своим мнением в комментариях на нашем канале в Telegram.

И подписывайтесь на итоговую рассылку самых важных новостей.



New Retail