0/5

Российский бизнес: взгляд из Бразилии


Российский бизнес: взгляд из Бразилии

время публикации: 11:30  27 июля 2016 года
Сегодня мы беседуем с Марсело Марзола, руководителем латиноамериканской практики по digital-трансформации международной консалтинговой компании Spencer Stuart. Эксперт в сфере технологий, медиа и телекоммуникаций впервые побывал в России и рассказал о новых тенденциях в ритейле, технологиях будущего и о том, что объединяет российский и бразильский бизнес.



– Марсело, как вам в России?


– Я впервые в вашей стране и мне очень нравится. И вы не поверите, очень похоже на Рио-де-Жанейро.


– А чем похоже в плане бизнеса?


– Есть некоторые точки соприкосновения. Если говорить о развитии технологий и digital-трансформации, между Россией и Бразилией существуют похожие черты в плане барьеров, которые компаниям нужно преодолевать. Первый такой барьер – необходимость менять тип мышления людей, которые работают в вашей компании. Еще один барьер связан с тем, как сделать компанию более подготовленной к рискам. Как сделать так, чтобы сотрудники чувствовали себя комфортнее в среде, которая преподносит сюрпризы. Такие же вещи происходят у нас, в Бразилии.

– Какие тренды могли бы выделить в маркетинге?



– Я бы выделил несколько тенденций. Первый тренд, который мне приходит в голову, – необходимость компаниям отпускать контроль над маркетингом. Вторая тенденция – это маркетинг, который имеет двунаправленный характер. Что я имею в виду под двунаправленностью: сейчас компании уже недостаточно быть крупной с мощным маркетингом, продолжать свою маркетинговую стратегию, необходимо и обратное направление: очень внимательно прислушиваться к тому, что хочет покупатель.



Читайте также: 4 эффективные маркетинговые стратегии для развития онлайн-бизнеса




– Если говорить об онлайн-коммерции в России и Бразилии, какие сходства и различия могли бы выделить?



– Я не эксперт по e-commerce в России, может быть, стану когда-нибудь. В Бразилии, например, сейчас многие компании работают над тем, как доработать технологию, которую они используют в e-commerce, т.е. максимально использовать перспективные и интересные технологии. Тем не менее, существуют барьеры, которые никак не обойти даже самой передовой e-commerce компании. Например, это логистика. У вас в компании может быть самый крутой и эффективный веб-сайт, могут быть самые лучшие, супер быстрые мобильные приложения, но когда клиент заказывает доставку в трудно доступный район Амазонки в Бразилии или на дальний север России, но тут уже делать нечего. Логистику никак не обойдешь. 



Что касается населения, также есть ряд черт, которые похожи и в России, и в Бразилии. У нас примерно одинаковая доля представителей среднего класса, доля населения с доходом ниже среднего. Также и для Бразилии, и для России актуальны моменты, связанные с образованием, с подготовкой людей. Например, когда мы проектируем интерфейс мобильного приложения для наших покупателей, то мы должны его ориентировать на людей с высокими когнитивными способностями, которые получили вузовское образование. Но также он одновременно должен подходить и для людей, у которых не было такой возможности, которые не получили высшего образования.

shutterstock_381999814.jpg
Фото: Chinnapong / Shutterstock.com


– Если переходить к теме торговли, что характеризует ритейл в Бразилии? Какие направления развиваются?


– В Бразилии сейчас очень жесткий рынок, очень конкурентный. Страна переживает сложный экономический этап. Ритейлеры живут далеко не в идеальном мире. Все пережили период бурного роста, когда Бразилия была открыта, ритейлеры очень много строили, продажи росли. Сейчас рынок сжимается, компаниям приходится несладко. Они вынуждены искать решения, как оставаться прибыльными в новых экономических условиях. Какие новые бизнес-возможности использовать, чтобы получать прибыль, когда физически приходится закрывать магазины. Бизнес становится меньше, при этом ритейлерам необходимо понять, где найти новые источники дохода.


– Существует ли такая тенденция, что офлайн переходит в онлайн? Как это происходит в России.


– Да, действительно, такая тенденция есть. Особенно сейчас, когда ритейлеры закрывают свои физические магазины и больше полагаются на свой онлайн-сегмент, потому что большая часть продаж переходит туда. Также это связано с тем, что покупатель становится более требовательным, т.е. клиент хочет купить тогда, когда он этого хочет – в любой момент времени. Сейчас, если современный покупатель хочет что-то купить, он заходит в ваш магазин. Если ваш магазин закрыт, то он либо пойдет в ваш онлайн-магазин либо уйдет к конкурентам.



Читайте также: Как организовать доставку при переходе из офлайна в онлайн




– Как вы оцениваете российский бизнес с точки зрения digital-технологий?


– Прежде всего хочу сказать, что в России создают множество инноваций. Бразилия больше ориентируется на внешние технологии в digital-среде, нежели смотрит на то, что создают внутри страны. В России, напротив, очень много используют собственных инноваций. Также в РФ есть множество цифровых активов, которые являются эквивалентами международным. Например, существует широко известный международный мессенджер, к нему есть российский аналог – Telegram.

В Бразилии Telegram стал официальной альтернативой WhatsApp. Наше правительство сейчас очень сильно давит на WhatsApp в связи с тем, что большое количество преступных сговоров происходит при помощи мессенджера. И поэтому буквально на днях (20 июля - прим. ред.) власти приостановили работу WhatsApp в Бразилии, так что Telegram фактически заменил его.

shutterstock_440831839.jpg
Фото: faungfupix / Shutterstock.com



– Как будут развиваться digital-технологии в ближайшем будущем? Ваши прогнозы.


– Сейчас очень большие изменения происходят в том, каким образом мы взаимодействуем с технологиями. Мы заново учимся работать с инновациями, digital-активами, потому что период, когда технологии только появлялись, вызывали wow-эффект, когда люди восхищались, потому что сама по себе технология была удивительна, этот период закончился. И сейчас мы находимся на этапе, когда решаем вопрос, как получить от технологии практическую пользу, как применить ее в реальной жизни. И здесь я могу выделить несколько интересных тенденций: виртуальная реальность и то, каким образом ее использовать, т.е. не просто ради развлечения, а именно какую практическую пользу извлекать из нее. И развитие искусственного интеллекта. Человечество сейчас пытается понять, как научиться с этим жить и взаимодействовать. Есть концепция сингулярности, которую разработал Рэй Курцвейл. Она заключается в том, что в ближайшем будущем может появиться такая вещь, когда вы говорите с кем-то по телефону и не сможете отличить, говорите вы с роботом или с человеком.
0
Реклама на New Retail. Медиакит