0/5

Логистика: как действовать компаниям в условиях дефицита грузоперевозчиков

Логистика: как действовать компаниям в условиях дефицита грузоперевозчиков
время публикации: 10:00  21 сентября 2021 года
Предпосылки к возникновению нехватки грузоперевозчиков на дальних направлениях наблюдались еще в 2020 году на фоне последствий пандемии и роста рынка электронной торговли. Сегодня к этим факторам добавились законодательные инициативы, и глобальные перемены в российской логистической отрасли стали очевидными. Как бизнесу действовать в условиях дефицита транспорта?
Логистика: как действовать компаниям в условиях дефицита грузоперевозчиков
В то время, как некоторые перевозчики уходят с рынка, а другие – перепрофилируются на локальные рейсы, грузовладельцам и экспедиторским компаниям необходимы более эффективные инструменты поиска исполнителей и контроля динамики ценообразования на рынке. Об этом рассказывает руководитель отдела продаж «Биржи грузоперевозок ATI.SU» Ирина Кандиболоцкая.  


Спрос без предложения. Причины дефицита транспорта


С начала 2021 года на рынке логистики в России мы видим парадоксальную ситуацию: при увеличении спроса на дальние рейсы количество предложений от исполнителей практически не растет. 

По данным «Биржи грузоперевозок ATI.SU», за первое полугодие количество заявок на перевозки по стране выросло по сравнению с аналогичным периодом 2020 года на 64,6%. Многие грузовладельцы не справляются с объемами поставок с помощью только собственных партнеров. В поисках исполнителей они осваивают открытый рынок – в первую очередь, электронные площадки.  

При этом у всех транспортных компаний возникают проблемы с наймом водителей. Персонал требует высокой зарплаты, удобного графика, минимальной ответственности – и по этим показателям грузоперевозчики не всегда могут конкурировать, например, с сервисами такси или онлайн-ритейлерами. 

Как показал опрос «Биржи грузоперевозок ATI.SU», который был проведен совместно с Советом профессионалов по цепям поставок, с начала года в условиях серьезного кадрового голода работают около около 15% транспортных компаний. Причем, особенно остро ее ощущают именно средние и крупные перевозчики, мелких –  эта проблема коснулась в меньшей степени. По мнению отдельных участников рынка, в настоящее время около 10-15% рабочих грузовиков в целом по стране могут простаивать из-за отсутствия водителей. Лишь 5%  участников опроса отметили, что смогли повысить заработные платы, чтобы избежать оттока кадров, но и эта мера не всегда оказывалась эффективной.

Кроме того, значительная часть небольших компаний-перевозчиков, как правило, ИП – переориентировала свой бизнес с междугородних перевозок на внутригородские и областные. Цены и спрос там выросли так же, как и на междугородних направлениях, но для многих это оказалось удобнее: меньше издержек, комфортнее водителям. Соответственно, кадровый вопрос в таком случае решается проще.

Таким образом, основными факторами изменений на логистическом рынке можно назвать следующие:

● Смена акцентов в цепочках поставок: из-за взрывного роста услуг экспресс-доставки приоритет сильно сместился на локальные рейсы.

● Кадровый дефицит в транспортных компаниях и новые условия рынка труда привели к росту зарплат водителей и, соответственно, к повышению стоимости услуг перевозчиков.

● Сокращение возможностей для налоговых маневров (отмена ЕНВД в 2021 году) и индексация тарифов системы «Платон» также приводят перевозчиков к необходимости повышать цены и оптимизировать затраты.

● Запрет большегрузам и среднетоннажным грузовикам транзитного проезда через Москву и по МКАД (с перспективой введения подобных мер в других крупных городах) заставляет перевозчиков перестраивать существующие логистические схемы.

Избыток спроса на дальние перевозки вкупе с нехваткой исполнителей предсказуемо приводит к беспокойству участников рынка. Мы общаемся с аналитиками по логистическим процессам и финансовым показателям и видим, что у грузовладельцев действительно нет понимания того, что происходит, сколько продлится дефицит транспорта.

Логистика: как действовать компаниям в условиях дефицита грузоперевозчиков


Дорогу цифре. Инструменты повышения эффективности

 
Каждый грузовладелец сегодня вынужден пересматривать бизнес-процессы и искать оптимальные схемы организации поставок. Сложно работать только с определенным пулом перевозчиков, проводить своими силами долгие тендеры, аккредитации, проверки службы безопасности. 

Раньше подбор контрагента мог занимать 3-4 месяца. Сейчас компании готовы переходить на спотовые рейсы ради процента закрываемости отгрузки. Они доверяют профессиональным онлайн-площадкам, на которых максимально быстро можно найти проверенных исполнителей. Более того, целый ряд цифровых сервисов на таких площадках разработан для того, чтобы компании (как грузоотправители и экспедиторы, так и грузоперевозчики) смогли сократить издержки при основных логистических операциях.

К способам повышения эффективности грузоперевозок относятся грамотная организация бизнес-процессов, хорошее знание рынка (например, отслеживание ставок на перевозку в необходимых направлениях), доступ к большому пулу исполнителей, возможность быстрого выбора исполнителя по критериям цены и надежности, построение оптимального маршрута доставки, использование ИТ-инструментов (например, мобильных приложений для водителей). 

Разумеется, в этот список нужно добавить и электронный документооборот: ведь это не только экономия на канцелярии, но и сокращение времени на обмен документами, снижение рутинной нагрузки на бухгалтеров, устранение последствий «человеческого фактора».

«Биржа ATI.SU» уже много лет отслеживает ситуацию на рынке грузоперевозок. Недавно вывела в публичный доступ «Индекс ATI.SU», который показывает динамику цен на FTL-перевозки по сотне наиболее популярных направлений внутри страны. Таким образом, мы стремимся внести свой вклад в повышение прозрачности рынка: заказчик получает информацию о средней стоимости перевозки на своем направлении и колебаниях курса.

Именно сегодня мы видим, что у участников нашего рынка появилась реальная необходимость в смене привычных схем их работы. И помочь им в этом может более активное использование цифровых и аналитических инструментов. Изменения, даже кризисные, – это не всегда плохо. Зачастую вызовы приводят к  новым возможностям и устранению неких архаичных бизнес-процессов, мешающих двигаться дальше.




Читайте также: Введение новых правил транзитных перевозок по МКАД привело к дефициту исполнителей и росту цен на грузовые услуги


 

Резюмируя, хотелось бы выделить главное:

1. Специализированные логистические онлайн-площадки помогают грузовладельцу расширить пул контрагентов, автоматизировать бизнес-процессы, проводить тендеры с учетом стоимости заказа и надежности поставщика.

2. Специализированные логистические онлайн-площадки сегодня выпускают самые разнообразные ИТ-сервисы, многие из которых уже опробованы в западных условиях и доказали свою эффективность. Задача таких сервисов – упростить взаимодействие между участниками рынка грузоперевозок и сделать их более открытыми и безопасными. Можно порекомендовать всем грузоотправителям не бояться экспериментировать с новыми инструментами и активнее оцифровывать свои процессы.

3. Особенное внимание стоит уделить аналитике. Использование аналитических инструментов дает возможность спланировать доставку по оптимальной стоимости и в наиболее короткие сроки. 

4. В целом, компаниям-грузоотправителям в современных условиях необходимо проявлять большую гибкость в формировании цепочек поставок с учетом новых форматов: например, перевозки до логистических хабов или пунктов самовывоза, доставка по частному адресу и других.

5. Перевозчики сегодня тоже не хотят работать по-старому, анализируют ставки по направлениям и готовы оперативно менять свои устоявшиеся маршруты в пользу более высокооплачиваемых. Поэтому грузоотправителям стоит учитывать такие колебания и сезонность грузопотоков при планировании бюджета и периодов отгрузки товаров. 

Ирина Кандиболоцкая, 
руководитель отдела продаж «Биржи грузоперевозок ATI.SU».

Для New Retail


0
Реклама на New Retail. Медиакит