0/5

Как спасти 17 млн тонн продовольствия? Перспективы и проблемы фудшеринга в России

Как спасти 17 млн тонн продовольствия? Перспективы и проблемы фудшеринга в России
время публикации: 10:00  16 января 2023 года
ЦСП «Платформа» совместно с X5 Group исследовали запрос общества на фудшеринг - передачу нуждающимся продуктов с истекающим сроком годности. Снятие регуляторных ограничений (в первую очередь, связанных с НДС, которые платят компании при безвозмездной передаче продуктов) и использование потенциала общественных структур могут существенно улучшить баланс в области продовольственной безопасности.
Как спасти 17 млн тонн продовольствия? Перспективы и проблемы фудшеринга в РоссииАлексей Фирсов, основатель Центра социального проектирования «Платформа».

В России ежегодно пропадает (утилизируется, выбрасывается на помойки) более 17 млн тонн продовольствия. Речь идет об уже произведенной продукции, в эту цифру не включены потери агропроизводителей на промежуточных этапах. Масштаб потерь впечатлил бы и в более спокойное время, но в ситуации социальных вызовов актуальность этого ресурса резко возрастает. Необходимы инструменты, которые направят хотя бы часть этого объема на поддержку малообеспеченных групп.

В исследовании анализируется структура запроса общества по отношению к социальным программам бизнеса. На первом месте здесь традиционно находится здравоохранение, на втором - продуктовая помощь малоимущим (к числу приоритетов это направление относят 31% респондентов). 

Такой высокий показатель для второй позиции нетипичен; он возрастает в кризисное время, когда доля продовольствия существенно возрастает в общей структуре затрат населения. В ходе федерального замера 78% опрошенных отметили рост затрат на продовольствие за последние месяцы, а 68% предполагают, что в будущем прокормить семью будет становиться труднее.

Как спасти 17 млн тонн продовольствия? Перспективы и проблемы фудшеринга в России

Бизнес пытается корректировать свою социальную политику исходя из нового запроса. Относительно данных более раннего замера, проводимого в феврале 2021 года, выросла заметность социальных программ продуктового ритейла -  с 40% до 53%. 

В исследовании были проанализированы 3 формата продуктовой помощи: продуктовые карты, корзины продуктов и фудшеринг. Наиболее известным (знают 83%), но не самым результативным (о реальном эффекте говорят 63% среди знающих о формате) являются продуктовые карты: они хоть и предполагают достаточно много ограничений для потребителя. 

О формате в виде корзин продуктов знают 71% населения, среди них полезным для нуждающихся признают 88%. Фудшеринг, как относительно новая практика, пока недостаточно известен — 45% опрошенных, но среди них 86% считают его полезным.

Как спасти 17 млн тонн продовольствия? Перспективы и проблемы фудшеринга в России
 
Возможно, фудшеринг - не самый удачный термин, но за ним стоит простая и одобряемая большинство логика: продукты, которые еще годны для употребления, надо не пускать в утилизацию (что экономически рентабельнее из-за налоговой ситуации), а отдавать нуждающимся. Социальная поддержка такой линии явно доминирует. Уничтожение продовольствия является не только экономическим, но и этическим вопросом; «выбрасывать хлеб грешно». Поэтому доминантой социального восприятия фудшеринга является спасение еды, а не экологическая линия, связанная с сокращением отходов.

При ответе на вопрос о том, как магазинам стоит поступать с продуктами с истекающим сроком годности, респонденты могли выбрать до трех вариантов ответа. Только 7% считают, что такие продукты нужно утилизировать в соответствии с санитарными нормами, еще 3% затруднились с ответом. 90% россиян считают, что эти продукты нужно использовать тем или иным образом. 

Наиболее популярные у респондентов варианты действий с продуктами, до окончания срока годности которых осталось не менее двух дней: отдельная полка, где каждый может забрать бесплатно; передача тем, кто оказался в трудной финансовой ситуации; продажа с большими скидками.


В целом продукты с истекающим сроком годности воспринимаются как обычные продукты, которые нужно быстрее употребить — 57% опрошенных так или иначе покупают такие продукты. А если в холодильнике у еды заканчивается срок годности, 52% стараются найти способ ее употребить и только 13% отправляют в мусорное ведро, не дожидаясь окончания срока. Среди социально уязвимых групп населения отношение к таким продуктам еще более терпимое. 

Примеры реализации формата фудшеринга российским ритейлом есть. Например, X5 Group в 2022 году запустила в Москве, Санкт-Петербурге и Челябинске совместно с Банком еды «Русь» пилотный проект в категории хлеб и хлебобулочные изделия. В среднем в месяц с одного магазина спасается и передается нуждающимся около 120 кг хлеба, а объем списаний в этой категории удалось сократить на 65%. 

Как это происходит? 

Сотрудники магазина отбирают продукты, срок которых заканчивается не позднее двух дней, и передают его волонтерам. В процессе передачи проверяется качество, оформляются необходимые документы. Затем волонтеры в течение нескольких часов разносят продукты нуждающимся, принимающим участие в программе фудшеринга. Получатели закреплены за конкретным магазином, рядом с которым живут — важно передать продукты как можно быстрее. При получении также оформляются необходимые документы.

Подобный пилотный проект с Банком еды «Русь» реализует и «Магнит» — волонтеры забирают продукты из дарксторов сети по аналогичной схеме. В фудшеринге в том или ином объеме участвуют и другие сети, а также малый и средний бизнес: кафе, пекарни, несетевые продуктовые магазины.

Считать при этом фудшеринг благотворительностью было бы неправильно: бизнес не столько жертвует, сколько меняет потоки. Но его можно рассматривать в качестве направления социального партнерства, при котором сети передают продукты, НКО осуществляют передачу непосредственным потребителям, власть оказывает инфраструктурную и коммуникационную поддержку.




Читайте также:  Минпромторг прорабатывает законодательные решения для развития фудшеринга




Основные проблемы цепочки фудшеринга


Если рассматривать всю цепочку фудшеринга, проблема налогов не является единственной. Наиболее чувствительный момент – соблюдение требований СанПиНа в ситуации, когда срок пригодности продовольствия близок к границе. С одной стороны, должен быть спокоен регулятор: сегодня сети исключают из процесса все продукты животного происхождения. Это же не позволяет делать с молочной продукцией и система «Меркурий». С другой, и сами потребители не должны подозревать, что в оборот пускается просрочка - здесь крайне важна скорость доставки, а также специальная сертификация НКО.

Эта практика очень чувствительна к возможным сбоям в логистике. Если продукты окажутся за границей срока годности, может возникнуть серьезный репутационный инцидент: дело будет выглядеть так, что социально незащищенном слоям поставляют испорченные продукты. 


Было бы оптимально подключить программу к сервису «Госуслуги» для фиксации получателей. Наконец, важно, чтобы в программу включились не только крупные сети типа «Пятерочки» или «Магнита», но все участники рынка.

Как спасти 17 млн тонн продовольствия? Перспективы и проблемы фудшеринга в России
 
Но при всем объеме задач фудшеринг может стать одной из программ национальной консолидации вокруг задачи помощи населению. Таких программ нужно гораздо больше. Их комбинация позволит удержать ситуацию от сползания в область повышенных социальных рисков.

Алексей Фирсов, 
основатель Центра социального проектирования «Платформа».

Для New Retail



0
Реклама на New Retail. Медиакит