Больше, чем просто «программа лояльности»: как сеть Hudson's Bay пришла в Голландию и быстро нашла постоянных покупателей
время публикации: 10:00 04 сентября 2018 года
Даже компаниям с многовековой историей иногда приходится начинать с нуля. Так произошло с канадским ритейлером Hudson's Bay, который год назад решил открыть магазины в Голландии, где компанию никто не знал. Как необычный подход к программе лояльности позволил ритейлеру быстро нарастить базу постоянных покупателей и уверенно выйти на новый рынок?
Глобализация – явление, которое давно вошло в ряд стратегических императивов для крупных компаний. И если раньше им было достаточно масштабного присутствия на внутреннем рынке, то в современных условиях для развития бизнеса освоение зарубежных рынков стало неотъемлемой частью стратегий гигантов ритейла.
Компания Hudson’s Bay, основанная в 1670 году, долгое время отлично чувствовала себя на рынке Канады и сохраняла за собой статус одной из наиболее динамично развивающихся компаний мира. На начало 2017 года в портфеле Hudson’s Bay было 90 собственных универмагов, 50 магазинов Lord & Taylors, 41 универмаг Saks Fifth Avenues и еще 122 аутлета Saks Off Fifth.
Стратегия Hudson`s Bay в отношении программы лояльности значительно отличалась от традиционного взаимодействия с покупателями.
Однако в 2017 году компания пересмотрела стратегию развития и впервые за свою 347-летнюю историю решила расширить границы присутствия, открыв первые 10 офлайн универмагов в Нидерландах, а также одновременно с этим запустить и онлайн-платформу hudsonsbay.nl.
Планы завоевания «места под солнцем» в условиях новой ритейл-реальности были достаточно дерзкими: десять универмагов в 2017 году и еще восемь в 2018. И на весь проект – от создания стратегии до открытия дверей первым покупателям – чуть более года!
Казалось бы, что может быть проще?
Hudson’s Bay на рынке давно является синонимом отличного качества, высококлассного сервиса и широчайшего ассортимента товаров, – от средств для красоты и элементов интерьера до аксессуаров и эксклюзивных гастрономических концепций. И широкий товарный охват в сочетании с умением обслуживать клиентов давал ему право рассчитывать на успех новой стратегии. И как раз благодаря глобализации, сделавшей мир единым целым, бренд Hudson’s Bay знали и покупатели далеко за пределами Канады.
Однако существовало несколько принципиальных моментов, которые несовместимы с успешным стартом в условиях нового и довольно плотного конкурентного поля.
Проблемы:
• Незнание бренда широкими массами потенциальной аудитории.
Думаем, эта проблема не вызывает ни у кого сомнений в достаточной серьезности. Выход на новый рынок – проект, который всегда сопряжен с серьезными инвестициями и на реализацию которого требуется немало времени. Однако в случае полного незнания потенциальными покупателями новой марки, бюджет интеграции начинает стремиться к бесконечности, а прогноз по времени, необходимому для начала эффективного присутствия, становится крайне неточным.
• Нет базы клиентов – ни в офлайне, ни в онлайне.
Солнце на рынке светит всем одинаково, но в случае, когда в распоряжении бренда нет надежной и достаточно обширной клиентской базы, это светило становится «солнцем в пустыне». Такие маркетинговые инструменты, без которых немыслима современная торговля, как программы лояльности, рекламные рассылки, персонализированные предложения, становятся невозможны.
• Жесткие сроки – 10 месяцев до открытия первого магазина.
И с первого дня его работы и работы онлайн-платформы, открытие которых произойдет одновременно, необходимо создать основу для формирования базы лояльных клиентов.
Задача
Стратегия Hudson`s Bay в отношении программы лояльности значительно отличалась от традиционного взаимодействия с покупателями. Для ритейлера было важным создать систему, главным элементом которой был бы обмен эмоциями с аудиторией и возможность дополнять их шопинг новым интересным опытом.
Понимая тот факт, что современному покупателю недостаточно просто иметь доступ к каталогу, и он ждет от ритейлера «особых приглашений» и особенных предложений, также в создаваемой программе лояльности одним из важнейших элементов должна быть возможность персонализированного подхода к каждому клиенту с направлением ему индивидуальных предложений, основанных на анализе его предпочтений и покупательских паттернов.
Также надо было учесть, что customer journey современного покупателя приобрел множество новых сценариев, перестав быть линейным в формате «выбор в магазине – покупка» или «выбор в онлайне – покупка». Клиенты выбирают товар в офлайне, а принимают решение на онлайн-платформе или в приложении. Или, напротив, выбирают что-то на сайте, а потом, для большей уверенности, приходят в традиционный магазин и уже принимают финальное решение. И кросс-канальное взаимодействие стало must-have эффективной торговли и качественной коммуникации с клиентом. Задача реализации бесшовного перехода между каналами продаж также стояла перед Hudson`s Bay.
Помимо элементов, которые должны были обеспечить персонализированную коммуникацию с аудиторией и предоставление ей нового опыта, ритейлер, в свою очередь, должен был получить инструмент, который вызвал бы у клиентов желание оставить свои данные и вступить в коммуникацию с новым брендом и помогал бы ему аккумулировать данные о каждом покупателе и более точно удовлетворять потребности каждого.
И тогда останется, как говорят, «дело техники» – сделать покупателям предложения, от которых они не смогут отказаться.
Задача разработки инновационной системы была поставлена перед крупнейшим европейским поставщиком решений для управления программами лояльности компанией .
Реализация проекта
Реализация этого масштабного проекта была начата в середине декабря 2016 года, и было принято решение разделить его на две стадии. Так как дата запуска была определена днем открытия первого магазина, нужно было действовать достаточно оперативно. Вызов был принят, и менее чем через 10 месяцев плотного взаимодействия Comarch с командой Hudson’s Bay полностью интегрированная и кастомизированная система управления лояльностью была готова к работе с клиентами.
В первую очередь в мобильном приложении, было решено создать клиентскую часть функционала и основу для органического наращивания базы. Эта цель достигалась благодаря удобной форме регистрации в программе лояльности, которая сразу же позволяла подписываться на обновления и получать эксклюзивные выгодные предложения для участников программы. Такой функционал давал покупателям возможность с первого дня заказывать уникальные дизайнерские товары еще до того, как они появятся в ассортименте универмага.
Онлайн покупатель в стране опытный, и мобильное приложение должно отвечать самым последним и передовым трендам глобальной электронной торговли.
Мы помним о том, что время проекта было крайне ограничено, – клиентская часть приложения была полностью завершена в мае 2017 года.
Одновременно с этим продолжалась доработка системы в той части, которая была интегрирована во все коммуникации с клиентами: интернет-магазин, точки продаж (POS), сервис идентификации клиентов, а также event-сервис, в котором участникам «клуба» будет предложена возможность посещать эксклюзивные мероприятия, организованные компанией.
В то же время у Hudson’s Bay появлялись новые пожелания и новые идеи по расширению функционала приложения. Так, возникло предложение дополнить геолокационный сервис системой «бикон-маячков», которые позволили бы более точно работать с покупательскими предпочтениями, делая им предложение формата «только здесь и только сейчас». Это была сложная задача, так как в ее решении были задействованы внутренние технические службы будущего магазина и третьи лица.
В итоге все интеграции позволили дополнить вновь созданную программу управления лояльностью интересным и даже необычным функционалом. Например, у покупателей появилась возможность назначить встречу с определенным продавцом или договориться о консультации в отделе товаров для красоты и здоровья. Развлекательная составляющая, которая играет особую роль в деле расширения пула постоянных покупателей и обеспечивает необходимый эмоциональный маркетинг, также становится частью программы лояльности, а не дополнительным аксессуаром, который достаточно сложно отслеживать в плотном информационном потоке современного городского жителя.
При этом немаловажно отметить, что специалисты Comarch не оставили заказчика наедине с созданной сущностью, – после завершения всех работ и запуска приложения поставщик IT-решения обеспечивает весь комплекс услуг по технической поддержке системы. Центр поддержки и консультирования размещается в Центре Данных Comarch, который расположен в Дрездене.
Читайте также: Как сделать мобильное приложение для ритейла эффективным?
Итог: «Club Hudson`s Bay»
Как же выглядит мобильное приложение Hudson`s Bay, которое позволило канадскому ритейлеру в достаточно сжатые сроки нарастить аудиторию в Голландии и, буквально, «влюбить» в себя покупателей? Кроме того приложение стало технологичным средоточием коммуникации между брендом, магазинами, персоналом и клиентами.
Во-первых, в приложении действительно сильная эмоциональная составляющая, задача реализации которой стояла в числе приоритетных целей. За счет чего она реализована?
Так как значительная часть постоянных посетителей универмага – женщины, самая требовательная и искренняя аудитория, то особый упор был сделан на beauty-сегмент: салон ногтевого дизайна, услуги стилиста-парикмахера и косметологов были выделены ритейлером в качестве яркого элемента, дополняющего традиционный сценарий «покупатель-продавец» новыми коммуникационными возможностями.
Во-вторых, правильную эмоцию и ощущение трепетного внимания к себе любимому у покупателя создают и индивидуальные предложения, которые поступают не в формате общей рассылки, а в виде дружелюбных пуш-уведомлений или персональных сообщений.
В-третьих, мобильное приложение позволяет покупателям испытывать новый интересный опыт, смысл которого заключается в эксклюзивных шопинг-акциях и программе развлекательных мероприятий, организуемых в стенах Hudson`s Bay. На ивентах в универмаге рады всем посетителям. Однако именно члены клуба Club Hudson`s Bay проводят время в VIP-зоне и получают приятные призы, подарки и бонусы в виде персональных встреч с главными героями мероприятий (специалистами beauty-направлений, дизайнерами, стилистами, диетологами, косметологами и т.д).
Всё это в комплексе действительно напоминает один гигантский клуб по интересам, в котором всегда есть, чем заняться, с кем пообщаться и, конечно, что купить.
Важно отметить, что приложение весьма демократично в том отношении, что совершенно не настаивает на абсолютной любви пользователя. Загрузив его, можно и не становиться членом «Клуба Hudson`s Bay». В этом случае потребитель будет иметь возможность знакомиться с ассортиментом универмага, узнавать о скидках, новых брендах и наиболее интересных событиях в жизни компании.
Однако «не-члены» клуба достаточно быстро узнают о многочисленных преимуществах, которые они получат в случае более плотной дружбы с ритейлером и охотно примыкают к активным пользователям программы.
Что получают члены клуба «Club Hudson`s Bay»?
- Цифровую клубную карту
- Начисление бонусных баллов за каждую покупку, которые можно тратить на услуги и участие в эксклюзивных мероприятиях Hudson`s Bay, а также на услуги партнёров
- Специальные выгодные предложения и участие в закрытых распродажах и мероприятиях до того, как это станет известно всем
- Скидку 10% на покупку косметических средств
- Кредитную карту для покупок в Hudson`s Bay
- Посещение VIP-зоны во время мероприятий
- Персональный стилист
- Интеграция со smart watch
Помимо персональных эксклюзивных возможностей все пользователи приложения получили удобный функционал, который значительно расширил их возможности в организации более интересного и комфортного шопинга: личный счет, бонусы и интегрированная система проведения платежей оптимизируют расходы, раздел навигации и геолокационный сервис делают понятной структуру многоэтажного универмага, календарь персональных встреч дополняет процесс шопинга полезными встречами со специалистами beauty-направления, пуш-уведомления, в свою очередь, «догоняют» покупательниц особенными предложениями и помогают не упустить главное.
И, конечно, бесшовный переход между каналами продаж! Голландия – страна, с наиболее динамично развивающимся рынком электронной коммерции в Европе. По данным GFK в 2017 году рост продаж, совершаемых пользователей в интернете и при помощи мобильных приложений составил 13%, достигнув 23 миллиардов евро. А к финалу 2018 года аналитики прогнозируют онлайн-продажи в стране в объеме 25 миллиардов евро. Онлайн покупатель в стране опытный, и мобильное приложение должно отвечать самым последним и передовым трендам глобальной электронной торговли.
Пользоваться приложением могут не только клиенты сети, но и сотрудники компании, реализуя эффективную коммуникацию с покупателями как онлайн, так и в торговом зале. В систему интегрирован чат, который дает возможность сотрудниками магазина и консультантами вести диалог с покупателями, или здесь же, в чате, назначать встречи. Мобильный календарь событий позволяет продавцам приглашать клиентов на эксклюзивные мероприятия и презентации.
«Клуб Hudson`s Bay» – это принципиально новый подход к коммуникации с клиентами, основанный на эмоциях, искренней заинтересованности и постоянных сюрпризах.
Итоги
Итогом работы IT-специалистов стало создание многофункциональной системы управления лояльностью, интегрированной в существующую IT-структуру Hudson’s Bay, с возможностями для глубокого анализа покупательских предпочтений, а также современное мобильное приложение, обеспечивающее простую, эффективную и бесшовная коммуникация между брендом, владельцем магазина, торговым персоналом и покупателями.
Благодаря созданной структуре уже за первые два месяца работы магазинов Hudson’s Bay, открытых в Нидерландах, база постоянных покупателей сети значительно расширилась, а число клиентов, скачавших мобильное приложение, показывает положительную динамику.
Как и было запланировано, 5 сентября 2017 года ровно в 10 часов был открыт первый магазин Hudson’s Bay в Амстердаме. Одновременно с этим был запущен интернет магазин Hudsonsbay.nl и мобильное приложение для клиентов. Двумя днями позднее состоялись торжественные открытия гипермаркетов Hudson’s Bay в Роттердаме и Гааге.
Как сказал в день открытия первого магазина Джерри Сторч, генеральный директор сети, «Открытие магазина за пределами Канады расширение нашего присутствия на глобальной карте ритейле – исторический момент для 347-летней компании. Всего 16 месяцев назад мы задумались над выходом на рынок Нидерландов и вот мы здесь – с нашей инновационной, многоканальной моделью, которая, несомненно, создаст условия для модного, современного шопинга!»
0
Последние новости
Самое популярное
-
Торговля Китай–Россия: причины падения, и в каком случае вновь начнется рост
-
«Галицкий&Галицкий» в Москве: почему винный проект основателя «Магнита» стоил до...
-
Из «ниши» — в повседневность: как меняется покупатель БАДов и чему это учит фарм...
-
QR-код против NFC: какая технология побеждает в России
-
Новый утильсбор: поддержит производителей или ударит по среднему классу






